Интервью А.И.Кузьминича журналу "Киномеханик"

Вот уже год мировая экономика переживает кризис. Как это отразилось на работе компании Asia Cinema? Как изменились приоритеты ваших заказчиков?

В первую очередь последствия финансового голода испытали на себе те, кто жил в кредит, не предвидя очевидного и не заботясь о росте капитализации своего бизнеса. Нашим приоритетом всегда было разумное управление финансовыми потоками, направленное на увеличение капитала компании в виде оборотных средств, деловой недвижимости и товарных запасов. Сегодня мы одни из немногих, кто очень гибко подходит к вопросу оплат за поставки, предлагая специальные программы рассрочек и кредитования наших клиентов. Это позволяет нам успешно конкурировать и повышать рейтинг компании на рынке. Анализируя спрос на рынке, я могу констатировать, что большинство владельцев кинотеатров сейчас сосредоточили свои усилия на сохранении и повышении рентабельности существующих кинотеатров, отодвигая на второй план экспансию в регионы и масштабные проекты по расширению своих киносетей.

Отразился ли кризис на стоимости оборудования для цифровых кинотеатров? Повлияло это или повлияет на количество желающих установить цифровое оборудование в своем кинотеатре?

Безусловно, стоимость оборудования выросла, связано это в первую очередь с девальвацией рубля по отношению к евро и американскому доллару. Однако, как я говорил выше, приоритетом для кинотеатров стало повышение конкурентной способности своих залов, а установка цифрового показа в 3D-формате - один из козырей, который выгодно отличает кинотеатр от других. Поэтому кризис не только принес сложности в бизнес-процессы, но и косвенно повлиял на индекс спроса кинотеатров на цифровой показ. Есть еще одна причина, по которой цифровой показ стал выгоден. Падение курса рубля привело к повышению затрат дистрибьюторов фильмов на печать пленочных копий и на отношения с производителями фильмов. Это прямым образом негативно отразилось на условиях проката для пленочных залов и позитивно - для цифровых. Ведь не секрет, что копирование цифровых копий малозатратный процесс, как в денежном, так и временном эквиваленте.

С тех пор как в России появился первый цифровой кинопроектор, прошло уже довольно много времени. Специалисты в один голос утверждали, что пока еще рано забывать о пленке и в залах, оборудованных цифровой проекционной системой, во избежание простоя обязательно должен быть установлен пленочный аппарат. Изменилась ли ситуация сегодня?

Я сказал бы - ситуация меняется. Статистика показывает, что к концу года мы можем пока выйти только на цифру 10% цифровых залов от общего числа кинотеатров, что, конечно, не является стимулом для прокатчиков отодвигать пленку на второй план. Однако изменения происходят настолько быстро, что сейчас никто не возьмется спрогнозировать дату окончательного отказа от пленочного кино. Анализ текущего репертуара и анонсы дистрибьюторов на ближайший год для цифровых залов позволяют констатировать, что проблема отсутствия контента для цифрового показа осталась в прошлом. Для своих клиентов наши рекомендации сводятся к установке одного цифрового, а второго пленочного постов, и дальше - в пропорциональном соотношении к количеству залов. Логика в данном случае очень проста – цифровой копией обеспечить премьерный показ фильма на более выгодных условиях, а через какое-то время передать тот же фильм на пленке на «докатку» в другой зал, используя условия показа вторым экраном.

Сколько на счету компании «Asia Cinema» выполненных проектов по установке цифрового оборудования в кинотеатрах (в динамике)? Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих инсталляциях.

Мы включились в конкурентную борьбу по продаже оборудования одними из самых последних, связано это было с тем, что нам потребовалось время на подготовку специалистов и соответствующей инфраструктуры для осуществления инсталляций и сервисного обслуживания. К тому же мы хотели работать только с серьезными брендами и затратили время на получение соответствующих дистрибьюторских соглашений. Тем не менее сегодня мы говорим о 9% от общего числа цифровых залов. И этот результат достигнут менее чем за год работы на этом сегменте рынка. Такая динамика позволяет прогнозировать, что уже к середине следующего года мы выйдем на долю рынка в 15 % . Однако количество инсталляций не является приоритетом, большое внимание мы уделяем самому процессу инсталляций и сервисной поддержке. Но рассказ об этом вряд ли уместится в рамки нашего интервью, поэтому я с удовольствием побеседовал бы об этом отдельно.

Цифровые 3D-технологии на российском рынке работают уже не первый год, у компании появился некоторый опыт работы с ними, что вы можете сказать о преимуществах той или иной технологии передачи стереоизображения (RealD, Dolby, Xpand и др.)?

Действительно, сегодня на российском рынке представлены несколько производителей - Dolby 3D, Xpand, Master Image и RealD. О последней 3D-системе скажу сразу, что работает она в России только в нескольких кинотеатрах американской киносети National Amusement. Виной этому специфические условия, выдвигаемые компанией RealD кинотеатрам, ее использующим. Остальные бренды имеют как плюсы, так и минусы. Но однозначно можно сказать, что сегодня ни одна их технологий не может считаться безупречной, впереди еще большой объем работы по повышению качества стереопоказа. Если остановиться подробнее, то при выборе технологии каждому кинотеатру следует учитывать следующие факторы.

Цена. Оптимальная цена должна складываться не только из собственно цены предложения компании интегратора на систему для показа в формате 3D, но и из стоимости содержания такой системы. Здесь я хочу разделить кинозалы на три категории: до 150 мест, до 400 и свыше. Для залов первой категории цена предложения системы Xpand будет самой невысокой. Хотя очки стоят достаточно дорого при таком количестве посадочных мест, осуществить контроль за сдачей очков не является сверхъестественной задачей. Второй категории кинотеатров разумнее остановиться на системе Dolby 3D, так как цена предложения для зала подобной вместимости будет сравнима с Xpand, но дешевле, чем Master Image. Учитывая, что использование системы Xpand предусматривает смену батареек в активных очках, эксплуатация очков Dolby 3D становиться выгоднее. К тому же компания Dolby допускает покупку очков по запчастям, что делает возможным ремонтировать очки, а не покупать новые. Третья категория кинотеатров особенно страдает от кражи очков, так как организовать контроль выдачи и сдачи очков при таком большом потоке зрителей весьма непросто. Поэтому выбор в пользу системы Master Image, где цена очков составляет цену, ниже стоимости одного билета, весьма очевиден.

Качество стереопоказа. Однозначным лидером в качестве стереопоказа обладает система Xpand. Согласно тестам, проведенным DCI, эта система обладает самой высокой цветопередачей. За ней идет Master Image, но проблема этой технологии, в том, что она требует установки серебряного экрана, который не рекомендуется для показа в 2D в широких залах. Dolby 3D при все безупречности компании, которая ее производит, обладает самым высоким светопоглощением и при равных размерах экрана требует установки более мощного проектора или лампы по сравнению со своими конкурентами.

Сервис. Лидирует с конца производитель систем для 3D-показа Xpand. При всей добротности и высоком качестве, которыми обладает эта технология, производитель до сих пор не сумел наладить должным образом систему контроля качества выпускаемой продукции. Dolby 3D и Master Image по большому счету не нуждаются в специально подуманном сервисе, и в этом их большой плюс. Например, инструкция по эксплуатации системы Master Image написана всего на трех листах. В конце концов, каждый кинотеатр должен просто прислушиваться к интегратору, с которым он принял решение работать. И как специалист компания-интегратор выберет для вас оптимальный вариант, ведь репутация поставщика - это самое дорогое, что у него есть.

 На современном рынке одновременно с цифровым оборудованием для кинопоказа появились проекционные лампы для использования в цифровых проекторах. Не могли бы вы объяснить, чем они отличаются от традиционных 35-мм ксеноновых ламп?

 В большинстве случаев ксеноновые лампы для цифровых проекторов более компактные (меньше размером). Маленькая дуга ксеноновых ламп для цифровых проекторов нуждается в более высоком коэффициенте полезного действия (более высокой светоотдаче). При изготовлении необходимо добиться, чтобы лампы имели высокое давление ксенона и расстояние между электродами (анодом и катодом) было небольшим. Плазменный шар меньше и нуждается в натяжном приспособлении для лампы, которое изготавливается производителем проекторов. Так как основное тепло сгенерировано в этой лампе, анод и катод нуждаются в собственном покрытии/пропитке, которая по-разному осуществляется каждым производителем. Из-за высокого давления внутри лампы обработка стекла ведется путем слияния, раздувания и опечатывания по различным технологиям. Необходимо не допускать перегрузки лампы и работы лампы больше положенного времени, как это часто бывает с лампами для 35-мм пленочных проекторов.

Смотрите также:

Реконструкция кинотеатра
Прекратится реконструкция 10 московских кинотеатров
Киномакс решил развлекать по полной программе
Как защитить себя от шума
Что такое Digital 3D?