Архитектурная акустика, как древнейшая наука

Знания теории акустики помещений крайне важны для звукорежиссера. Во-первых, архитектурная акустика студии накладывает свой отпечаток на характер звучания инструментов и голосов. Во-вторых, прослушивание звукозаписей в аппаратной или домашней обстановке происходит далеко не в вакууме, а в конкретной акустической среде, имеющей неизбежные недостатки и достоинства. В-третьих, современная стереофоническая фонограмма предполагает создание новой, не существующей в реальной студии акустической модели.

 


Архитектурная акустика является одной из древнейших наук. Примером тому могут служить открытые театры Древней Греции и Рима. В современном виде этот раздел знаний начал формироваться в конце XIX в. Весьма любопытны и поучительны результаты сравнения того, что было и того, что мы имеем сегодня.
До наших дней дошли так называемые «шепчущие галереи» Древнего Рима и Китая. В них, благодаря умело расставленным и особым образом ориентированным отражающим поверхностям стен тихие звуки распространялись на большие расстояния, и люди, удаленные друг от друга на десятки метров, могли общаться, не напрягая голоса.
Вблизи г. Сиракузы на острове Сицилия сохранились древние каменоломни. По преданию, в одну из галерей, названную «ухом Диониса», помещали пленных. Наверху, благодаря естественным каналам-щелям, было слышно все, о чем пленные говорили между собой. Таким образом выведывались их секреты.

Своеобразные акустические эффекты заложены в конструкцию некоторых православных храмов. Эффект отражения голосов священника и певчих от купольной части сооружений вниз к молящимся, с возникновением ощущения общения с небом известен, наверное, любому читателю. Любопытно другое. Как изменить амплитудно-частотную характеристику получаемой реверберации, чтобы гулкость не стала причиной маскирования артикуляции? Для создания желаемой акустической среды строители закладывали в стены своды храмов глиняные кувшины разных размеров, так называемые «голос ники». Это и были своеобразные акустические резонаторы. Еще интереснее, что корни этой замечательной идеи лежат в глубине истории.

Особую роль в усилении и обогащении звучания в древнегреческих и древнеримских театрах играли так называемые «гармоники» — системы резонаторов в виде бронзовых цилиндрических сосудов и глиняных кувшинов-амфор. Они располагались в нишах стены позади зрительских мести под скамьями. Греки считали, что для благозвучия речи и музыки резонаторы должны быть подобраны или настроены по тонам музыкальных гамм: энгармонической, хроматической и диатонической. Первая система, по мнению их создателей, придавала звукам торжественность и строгость; вторая, благодаря «толпящимся» нотам, — создавала впечатление нежности и утонченности; третья — из-за консонансности интервалов — подчеркивала естественность музыкального исполнения.
Ну и что же мы имеем сегодня? Искусство установки микрофонов в акустических, по своей сути, театрах…

Смотрите также:

АКУСТИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ
Открытие кинотеатра
Открытие музейного кинотеатра в Музее "Красная Горка"
Строительная акустика
Архитектурная акустика: понятие, основные направления и область применения