ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИНОТЕАТРА

В ближайшие два года рынок современных кинотеатров в Уфе обещает пополниться сразу несколькими проектами. Один из них кинотеатр сети Каро-фильм, находиться он будет в торговом центре «Парк-хаус». В «Семье» начнет работать мультиплекс федеральной сети «Синема-парк». Открыть кинотеатр планируют в «МЕГЕ» и в «Солнечном»... Вот-вот должно завершиться проектирование и строительство нового девятизального кинокомплекса и игровой зоны, а фактически киноцентра на пересечении улиц Мустая Карима и Чернышевского.

текст Ольга Соболева

Наметилась очевидная тенденция размещать кинотеатры торговых развлекательных центрах. Сам по себе просмотр фильма перестал играть доминирующую роль. Современный зритель воспринимает кинотеатр в первую очередь как место отдыха и развлечений, как возможность получить положительные эмоции. Алексей Сидоров, директор по развитию сети ГК «ИнвестКиноПроект» рассказал о том, что должен представлять собой кинотеатр, наиболее полно соответствующий всем требованиям, запросам и ожиданиям горожан.



– Кинобизнес сейчас на подъеме, кино вновь важнейшее из искусств... так что же выгоднее сегодня строить: мультиплексы в торговых центрах или отдельно стоящие кинозалы? А может быть, реконструировать старые кинотеатры?


– Сегодня самый популярный формат кинотеатра это мультиплекс в торговом центре. Заманить зрителя в отдельно стоящие кинозалы становится все сложнее. Куда проще сделать это, если предложить посетителю кроме просмотра фильмов еще дополнительные услуги: рестораны, боулинг, развлечения для детей и т.д. Инвестировать в проектирование и строительство отдельно стоящих кинотеатров на сегодняшнем этапе развития рынка рискованно и малоперспективно. Нужен земельный участок с хорошей визуализацией и удобной транспортной доступностью, с возможностью организации хорошей парковки, плюс, желательно, чтобы была еще и пешеходная доступность. А сейчас это очень и очень большая редкость.Кинозалы, расположенные в ТРЦ, уже имеют такие преимущества, что дает несомненно более сильный положительный эффект. Если говорить о реконструкции старых советских кинотеатров, отмечу, что она тоже может быть очень хлопотной. Такой объект придется дополнять ресторанами, кафе, игровой зоной, словом, адаптировать его под современный развлекательный центр, чтобы привлечь посетителей. В Уфе в плане такой адаптации неплохо выглядит «Искра» (сеть «Планета кино»). Это уже не просто кинотеатр, а пример пока далеко не идеального, но тем не менее, уже развлекательного комплекса, где основной силой притяжения является не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются игровая зона, всевозможные кафе и другие услуги. У ваших соседей, например, в Магнитогорске, Самаре такие заведения выглядят солиднее, имея в составе кроме кинотеатра и ресторана еще и боулинг, бильярд, ночной клуб, детские развлечения и многое другое. Все это дает владельцу такого киноцентра дополнительную прибыль, по сравнению с обычным мультиплексом, а посетитель получает целый комплекс услуг. Думаю, у города все еще впереди.


– Итак, самый перспективный формат современного кинотеатра – это многозальный мультиплекс в составе торгового или развлекательного комплекса. А каким требованиям в плане технологий он должен отвечать?


– Современный кинотеатр должен обладать достаточным числом залов с точки зрения показа фильмов. В настоящее время в проектах бывает от 8 до 12 кинозалов. При этом кинозалы должны быть правильно спроектированы, и располагаться, образуя единую кинопроекционную зону.Киноаппаратный комплекс должен быть современным, иметь цифровые устройства показа, а также специальные устройства перемотки ленты. Такие аппаратные, несомненно, выгоднее как с экономической, так и с технологической точек зрения. Это позволяет в несколько раз уменьшить количество обслуживающего персонала и добиться того, чтобы разница между началом сеансов в мультиплексе составляла не более 10 минут. Мы считаем, что кинотеатр должен находиться в ТРЦ не выше третьего-четвертого этажа. Существует закон: чем выше этаж, тем менее он посещаем.


– Но разьве не логично разместить кинотеатр именно на последнем этаже, это же «якорь»?!




– Согласен, но пусть это будет максимум четвертый этаж ТРЦ. Строить многоэтажные торговые комплексы приходится, как правило, когда ограничена площадь земельного участка. Владельцы ТЦ пытаются выжать максимум возможностей и зачастую совершают типичные ошибки. Главная задача владельца такого центра – «заставить» посетителя как можно дольше идти к «якорю», чтобы провести человека по всей торговой галерее. Поэтому застройщики и стараются расположить многозальный кинотеатр в конечной точке схемы движения посетителей. Для самого кинотеатра это очень не выгодно. Но к серьезному спору с девелопером это может привести только в том случае, если торговый центр имеет очень большую этажность. В любой другой ситуации можно найти компромисс. Кинотеатру тоже нужен свой поток. Мы помогаем торговому центру получить покупателей, но и киносеть должна получить своего зрителя. Иначе до мультиплекса дойдут только те, кто специально пришел в кино, замечу, предварительно проследовав по всей торговой галерее и, возможно, что-то купив. А как же те, кто пришел за покупками?! Если кинотеатр расположен на самом верху, то вряд ли они захотят отдохнуть от шоппинга в кинозале... сил на то, чтобы добраться в кино уже не будет. Не случайно мировая практика строительства ТРЦ говорит, что каждый следующий этаж теряет 20 % посетителей.


– В каких еще вопросах между девелопером и компанией, которая занимается строительством кинотеатра могут возникнуть разногласия?


– Бывает так, что девелоперы ТРЦ окончательное решение о зонировании принимают самостоятельно. Поэтому часто помещения не соответствуют требованиям операторов киносетей не достаточное количество залов, не те размеры посадочной площадки зрителей и многое другое. Еще одна самая распространенная ошибка при проектировании кинотеатров – это стремление к максимализму. Оптимальное количество зрителей в зале не более 140 человек. Тем не менее проектировщик настаивает на том, чтобы залы были больше и вмещали бы около 200 персон. Это ненужные дополнительные затраты.


– Насколько «плотно» нужно контролировать работу непосредственно строителей?


– И не только строителей, но и проектных организаций. Очень часто проектировщики или архитекторы, которые проектируют весь комплекс, вносят изменения в проект, не ставя нас в известность. В итоге мы можем столкнуться с тем, что что-то делается не так как нужно нам, нашим технологиям и отличается от тех проектных решений, которые мы разрабатывали. Мы разрабатываем свои проектные решения по кинотеатру и передаем их проектировщикам комплекса, они встраивают наши проектные решения в проект комплекса, получая единый проект. Но, интегрируя наши проекты кинозалов, они часто вносят изменения, в кажущиеся неважные им вещи, и ломается вся технология. Что касается строителей, то, например, кинозал должен обладать необходимыми акустическими свойствами, звук из него не должен ни уходить, ни проникать извне. Мы делаем звукоизоляцию этих помещений от воздействия внешних и внутренних шумов, таких как шум с улицы, шумы фойе, шумы, проникающие по системам вентиляции и кондиционирования, а также шум из соседних кинозалов. И этим должны заниматься специалисты, причем с самого начала, с момента строительства кинотеатра. Надо контролировать, все ли выполняется согласно разработанным технологиям. Малейшая неточность строителей, например, изменение по своему желанию материала стен – и звук в кинотеатре будет уже не тот. В нашей компании разработка акустики и кинотехнологии под каждый объект – прерогатива научных институтов, конструкторских бюро. По кинотехнологиям над нашим мультиплексом в «Солнечном» мы работаем с институтом кинематографии, по акустике – с конструкторским бюро, которое разрабатывало акустику для Храма Христа Спасителя в Москве.


– На что еще вы обращаете особое внимание при проектировании кинотеатра?


– Безопасность посетителей. Распределение путей эвакуации должно соответствовать трем основным правилам: во-первых, эвакуация зрителей из кинозалов должна производиться непосредственно на улицу или на лестницу, ведущую на улицу. Во-вторых, при количестве зрителей в кинозале больше 50 необходимо обеспечить такой кинозал. не менее, чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами. И, в-третьих, на путях эвакуации не должно быть горючих материалов. Необходимо находить разумный компромисс между соблюдением всех норм безопасности и качеством кинопоказа.

№ 8 / октябрь 2007 Ольга Соболева

Смотрите также:

Акустическая обработка
Акустические системы
3D кинотеатр
акустическая обработка помещения
Домашние кинотеатры в интерьере